Виртуальный шопинг
24 Августа 2012
Сегодня казахстанцы уже весьма освоились на пространствах Всемирной паутины. Олимпийские игры, особенно соревнования с участием наших спортсменов, можно даже не смотреть «вживую» по телевизору, а отслеживать каждое действие казахстанцев в комментариях в Twitter. Однако покупать в Интернете наши сограждане пока не торопятся.
Сегодня мир все больше переходит в виртуальную реальность. По интернету общаются, находят друзей, делают покупки. Ритейлеры освоили не только специальные сайты, но и постепенно расширяют свое присутствие в социальных сетях, увеличивая свои продажи до поразительных размеров. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2011 году рост глобальной экономики составил всего 2,7 процента, традиционный ритейл, по оценке российского Центра стратегических исследований Enter, вырос на 9 процентов, а онлайн-торговля — на 17 процентов по сравнению с предыдущим годом. По данным того же Enter, средние темпы роста e-commerce за 2008–2011 годы в Бразилии составили 31,5 процента, в России — 30, в Индии — 55, в Китае — 36 процентов. Этому способствовали такие факторы, как распространение интернета, изменение потребительских предпочтений (когда клиенты все реже хотят тратить свое время в очередях), а также стремление компаний оптимизировать расходы в условиях экономического кризиса.
Более того, сегодня эксперты предсказывают еще большее увеличение e-commerce в глобальном масштабе в связи с массовым распространением смартфонов. Глобальный рынок смартфонов вырос за год на 54 процента, а в четвертом квартале 2011 года продали рекордное количество смартфонов — 155 миллионов. Огромную популярность приобретают и мобильные приложения. Практически все крупные мобильные сети уже обзавелись такими приложениями.
Если смотреть по цифрам роста отрасли, то в России оборот e-commerce в 2011 году оценили в миллиард долларов с ростом темпов развития до 40 процентов ежегодно. Казахстан пока показывает менее внушительные цифры — менее 200 миллионов долларов, или 0,45 процента всего ритейла в стране. В РФ этот показатель составляет около 8 процентов, в США — свыше 11.
Однако если смотреть по составляющей покупок, то казахстанцы предпочитают приобретать в интернете услуги (покупать авиабилеты или услуги связи), в то время как в той же России на первое место вышли товары бытовой техники и электроники и одежда — на долю интернет-покупокпришлось более 15 процентов всех продаж в данных сегментах рынка. В Казахстане онлайн-торговля в таких сегментах, как одежда, обувь, товары для детей, спортивные товары, мебель, товары для дома, занимает менее одного процента. Впрочем, неплохие показатели у бытовой техники. Хотя стоит признать, что сегодня подобные интернет-магазины представляют из себя лишь представительства оффлайн-сетей. А потому впервые воспользовавшиеся этой услугой в интернете могут столкнуться с затруднением — представленные на сайтах товары частенько отсутствуют в оффлайне.
Эксперты полагают, что активное развитие инфраструктуры позволит онлайн-торговле в Казахстане уже в ближайшие годы показать ежегодный рост до 25 процентов. Однако все еще вызывает вопросы качество развития транспортной и логистической инфраструктуры, дефицит качественных торговых площадей, сложности с доставкой товара до покупателя. Если в крупных городах (в первую очередь Астане и Алматы) курьерские услуги представлены достаточно хорошо, то в глубинке (а как показывает мировая практика, именно провинция является основным потребителемонлайн-товаров и услуг) возникают сложности. Фактически единственной курьерской службой там сегодня является «Казпочта». Как следствие, отсутствие конкуренции в этой сфере приводит к тому, что многие имеющиеся в стране интернет-магазины предпочитают работать в пределаходного-двух городов, а у большинства ритейлеров, работающих в интернете, доставка товара осуществляется лишь по территории одного города без услуги доставки в другие населенные пункты. При этом стоимость доставки варьируется даже в пределах одного города от бесплатной до 1,5 тысячи тенге.
Проблемным фактором развития электронной коммерции в нашей стране является также отсутствие гарантии безопасности покупок в интернете. Сегодня подавляющее число игроков в этой сфере — непрофессиональные игроки, оформляющие заказы в том числе и через социальные сети и форумы. Что не дает гарантии качества предоставления услуги и безопасного использования электронных форм оплаты за них. Кроме того, отмечают эксперты, даже называющие себя «профессиональными интернет-продавцами» сегодня таковыми не являются: как я уже говорила, порой сложно получить в интернет-магазинах полную информацию о наличии и происхождении товара.
Естественно, что все это снижает привлекательность для казахстанцев данного сегмента рынка, которые по-прежнему предпочитают физический ритейл, стремясь увидеть товар «вживую» перед покупкой.
К слову, за рубежом основной привлекательной чертой интернет-покупок является их более адекватная стоимость по сравнению с оффлайн-торговлей (на Западе люди ходят в магазин присмотреть товар, дабы затем приобрести его в интернете), чего, к сожалению, нельзя сказать о наших магазинах. Так, например, стоимость 0,5 литра пепси что в реальных магазинах, что в интернете одинаковая — 80 тенге, а цена формового хлеба в онлайне ничем не отличается от магазинной — 65 тенге, зато за его доставку (например, по Актобе) придется заплатить до 300 тенге.
Безусловно, интернет-торговля в Казахстане будет расти, доля e-commerce в общем сегменте рынка — увеличиваться. Но, скорее всего, это произойдет не за счет появления на рынке традиционных для западных рынков интернет-магазинов (не имеющих магазинов в оффлайне), а исключительно за счет увеличения пользователей услугами уже имеющихся ритейлов по причине роста приобщения казахстанцев к интернету в принципе.
Статистика: преимущества и недостатки покупок в интернете
Опрашиваемые назвали такие преимущества покупок в интернете:
— экономия времени (74%)
— доставка на дом (65%)
— возможность избежать суеты традиционных магазинов (61%)
— круглосуточный режим работы (58%)
— возможность найти товар, отсутствующий в традиционных магазинах (55%)
— доступ к подробной информации о продукте (53%)
— низкие цены (52%)
— возможность купить продукт, не представленный в вашем регионе (43%)
— возможность провести сравнительный анализ брендов и продуктов (42%)
— наличие отзывов других пользователей о продуктах (32%)
— анонимность (22%)
Отталкивают от покупок в Сети пользователей следующие особенности:
— невозможность «пощупать» товар, прежде чем купить (59%)
— неуверенность в том, что товар доставят в хорошем состоянии (58%)
— сложно вернуть товар (50%)
— ожидание, товар слишком долго доставляют (36%)
— доставка стоит слишком дорого (31%)
— низкий уровень безопасности сайта (21%)
— неудобный в использовании сайт (навигация, поиск) (20%)
— недостаточно подробное описание продуктов (19%)
— нежелание раскрывать свои персональные финансовые данные в интернете (18%)
— страны/города нет в списке регионов доставки (18%)
— недостаточно широкий ассортимент товаров (11%)
— магазин, в котором вы делаете покупки, не предоставляет услуги заказа онлайн (11%)
— отсутствие банковской карты (9%)
— это слишком сложно технически (5%)
Ссылка: Юлиана Жихорь, Новое поколение