Видео новости
Впечатления от эстонского E-Government
11 10 2011
В Америке и UK много практик, которые можно взять за основу в РК (особенно в сфере citizen2.0). НО! Самое главное НО – это то, что Америка запускает все свои проекты уже на том этапе, когда распространенность интернета почти повсеместная. Логично ли сравнивать ситуации с доступом у нас и в штатах? А вот Эстония (и это интересно) начинала свои программы при низком уровне информатизации страны. Да, это было в 90-е гг, но зато почти все программы, которые они реализовывали тогда, у нас сейчас в ходу и широко обсуждаются: например, интернет в школы, повышение компьютерной грамотности у населения и т.д. В видео Ивар Талло (член совета директоров Академии Электронного Управления Эстонии) как раз рассказывает, как им удалось ввести использование сети в привычку граждан и сделать интернет доступным 90% населения.
Я понимаю, что сейчас в голове возникает сразу ответная реакция «Ну все же ясно, Эстония просто маленькая страна, плюс все ее активности в данной сфере делались на деньги Евросоюза» но это не совсем так. Во-первых, у Эстонии логичный подход:
- не писать большие системные проекты, а реализовывать;
- не забирать у министерств и ведомств разных их подотчетные задачи и передавать одному министерству, а создать систему сторонней агрегации (создание Академии Управления, куда входят эксперты, а не чиновники);
- отдать большую часть проектов для реализации бизнесу, позволив часть из них коммерциализировать (например, получать % с транзакций);
- законодательно разрешить микроплатежи с мобильного счета абонента (банкам просто нет смысла участвовать в таких мини-транзакциях из-за высоких издержек одной операции, а вот мобильным операторам-вполне).
Да, в Эстонии также с Вас не смогут запросить данные в одном государственном учреждении, если они есть в другом: государство само решает вопрос обмена данными внутри системы. Ивар сам был в Парламенте и более чем понимает, что политическая воля и возможность вносить логичные изменения в законы – одна из самых важных составляющих успеха развития электронного правительства. Мне рассказывали, как раньше каждый акт обсуждался по 3-4 месяца и как было тяжко с бумагами, но когда ОБЯЗАЛИ весь парламент перейти на электронный документооборот, процессы ускорились в разы. И, естественно, в Эстонии тоже была стандартная ситуация, когда чиновник просил свою помощницу сначала принести его бумажку, что в нее он внес поправки, а потом это все перевести в электронный вид!
Я недавно была в нашей Государственной Думе и понимаю, что там именно так и происходит. Но и для этого было найдено решение: если Вы не используете активно инновации, вам не место в госаппарате, ибо новые реалии, и надо быть на передовой, а не агитировать всех, самому не зная, как включается или выключается компьютер. В стране вводилось в моду быть онлайн: система электронного чиновника стала основой для развития всего электронного правительства.
Так правительство Эстонии в рамках реализации концепции «электронного правительства» летом 2001 году запустило портал «Сегодня решаю я» (Tana otsustan mina): активный Gov2.0-проект, где любой житель республики мог принять участие в управлении государством. Но это бы не сработало, если бы не было у чиновников привычки и необходимости реагировать на активность граждан в сети! Верно? И вряд ли это бы сработало, если бы кто-то вышестоящий их отчитывал постоянно на заседаниях, а потом чиновники выходили из залов заседаний с мыслью, что им итак хорошо работается без интернета или с мыслью, что в селе Бутыкино нет света, какой уж интернет. Так бы ничего не сдвинулось! Благодаря e-official реализованы выборы по интернету.
То есть, к чему это я? К тому, что электронное правительство Эстонии построено по принципу: сначала люди, потом госуслуги, потом технологии! Сначала обучили людей и ввели в привычку использование сети (причем ввели в привычку и административными мерами тоже, что тут такого?).
Что еще мне показалось вполне применимым у нас: почти 90% сервисов Эстонии было нацелено на развитие бизнеса в стране. Почему так? Когда бизнес начинает использовать сервисы, экономика движется вперед – и этот самый бизнес может также логично формировать услуги для граждан в рамках электронного правительства, будучи его активным потребителем. B2B в Эстонии и B2G пошли по пути минимизации затрат для развития инноваций в целом: компанию ОНЛАЙН можно зарегистрировать за 18 минут. В том числе по сети можно получить лицензии и сертификаты. То есть общение в оффлайне с представителями контролирующих органов сведено к минимуму.
Далее. Вопрос о безопасности данных. На единном портале электронного правительства Эстонии пошли тоже своим путем: государство не стало создавать 120-ступенчатую систему защиты данных (защита есть и хорошая), но работает другой принцип: статистика просмотров ваших данных доступна вам: кто и когда и какие ваши данные смотрел! Вы сами контролируете эти процессы: можете закрыть-открыть доступ, можете видеть, было ли вмешательство кого-то лишнего в систему. В последнем варианте, если Ваши данные незаконно смотрел кто-то из госаппарата (например, данные, которые напрямую не относятся к сфере ответственности этого госоргана), Вы можете пожаловаться: в Эстонии за это либо штраф, либо понижение в должности, либо уголовное дело (последнее понятно в каких случаях? но пока прецедентов не было).
Единный электронный ID – это более чем логично и нужно. Да, ID получается оффлайн и какое-то время занимает, но с помощью этого ID Вы имеете доступ ко всей своей информации, включая личные и бизнес-данные. Карта имеет 2 степени защиты и еще смс-аутентиикацию. С этим же ID Вам не нужен паспорт, права или иные документы: внутри Эстонии, а также за ее пределами (в Евросоюзе) Вы его можете использовать. В сети лежит видео об самой системе ID, а также я размещаю тут видео с Indrek Vimberg, представителем Эстонского ИКТ Демо-Центра, который наглядно показал использование этой карты и многие услуги, которые можно при ее помощи получить.
Алена Попова
Назад