Аналитика
О том как создаются и финансируются общественные проекты в области e-Government
15 Мая 2011
Как создаются такие проекты и на какие деньги?
Два эти вопроса столь тесно переплетены, что связаны неразрывно. От того как именно проекты создаются, кто является их инициатором сильно зависит то откуда они получают финансирование, если оно вообще оказывается необходимым. Проекты бывают очень разными. Простым и сложными. Созданными одним человеком и сотней волонтеров. Основанные на краудсорсинге и краудфандинге. Конечно, на открытых данных и не только. Однако все они поддаются четкой категоризации.
Проекты можно разделить на следующие группы:
— проекты на гранты некоммерческих организаций (в пределах страны);
— проекты созданные на гранты международных организаций;
— проекты созданные по государственному заказу;
— проекты созданные существующими некоммерческими организациями для поддержки своей деятельности;
— коммерческие проекты;
— персональные «проекты-порывы» от инициативных граждан;
— краудфандинг
— медийные проекты созданные СМИ
А также по каждому из подходов расскажу подробнее.
Проекты на гранты некоммерческих организаций (в пределах страны)
Фактически — это проекты созданные в рамках некоммерческого грантового финансирования в пределах одной страны. Если говорить про Россию, то такое финансирование идет через гранты президента, однако там мало у каких проектов видны наглядные результаты в Интернете. В лучшем случае отчеты. Если говорить про другие страны, то многие из известных нам проектов в США финансировались фондом Sunlight Foundation, вот на их сайте полный список он включает такие проекты как FollowTheMoney и OpenCongress.
Получать такие гранты можно активно их ища и готовя под них заявки. Основная проблема, обычно, в том что в России гранты общественной палаты раздаются раз в году по конкурсу, а остальные некоммерческие фонды не спешат вкладываться в гражданские проекты.
Проекты созданные на гранты международных организаций
Существует немалое число международных организаций осуществляющих финансирование проектов по вовлечению граждан по всему миру. Это такие организации фонд Сороса (Open Society Institute), Hewlett Foundation, Bill and Melinda Gates Foundation, USAID, UKAID, различные европейские программы и многие другие. Эти организации осуществляют отбор и финансирование проектов, в основном, в их специализированных областях.
В качестве одного из проектов созданных на международные деньги можно привести такой проект как AidData — aiddata.org. Он создавался именно на средства международных фондов.
В России также немало подобных проектов, однако подавляющее их большинство не афишируют что получили внешний грант. Потому как в России это всегда ассоциируется с политикой, иногда правильно ассоциируется, но совсем не всегда.
Проекты созданные по государственному заказу
Таких проектов, и много, и мало. Вот некоторые примеры мировых проектов за госсредства: USASpending.gov, Data.gov, Data.gov.uk и все остальные порталы открытых данных.
В России это такие проекты как:
— Законопроектzakonoproject2011.ru — обсуждение некоторых законов инициируемые Президентом нашей-с-вами-федерации
— Солдаты Победы soldaty-pobedy.ru — проект Росохранкультуры по краудсорсингу информации о погибших во Второй мировой войне.
— Окна России. Народная фотолетопись. oknatass.ru — проект Минкомсвязи
— ТакЗдорово.ру. Проект программы «Здоровая Россия. takzdorovo.ru — проект по поддержанию здорового образа жизни
С проектами по госзаказу практически всегда есть одна большая проблема — сильная бюрократизация их развития. Даже когда удается их создать, дальше они не продвигаются.
Государство, в принципе, плохой заказчик под такие проекты, поскольку большая часть подобных проектов основаны на личностях и их личном драйве, что для госпроектов неприменимо в подавляющем большинстве случаев.
Большая часть подобных проектов создается очень неспешно. „Продать“ проект государственной структуре очень непросто, во многом и из-за ограничений 94-ФЗ по которому необходимо будет запускать конкурс/аукцион или запрос котировок и при подготовке требований под конкретную систему её легко могут оспорить в антимонопольной службе. Иначе говоря ограничений очень много и такие проекты пока большая редкость и не только в России, но и вообще в мире
Проекты созданные существующими некоммерческими организациями для поддержки своей деятельности
Это один из наиболее распространенных способов создания гражданских проектов, когда есть некоммерческая организация и так занимающаяся какой-либо темой — открытостью информации, спасением бельков, защитой детей и так далее. Таких организаций много и многие из них со временем понимают что использование интернета для краудсорсинга деятельности, для вовлечения граждан для лучшего донесения своей работы — необходимо. Поэтому они создают общественные технологические проекты удобные для всех.
Из недавних примеров. Проект ГОЛОСа — stat.golos.org — это как раз пример _технологизации_ деятельности некоммерческой организации. К таким же проектам можно отнести проект aiddata.org — созданный на основе ранее существовашей базы финансовых доноров PLAID и превращенной в онлайн проект по раскрытию подобной информации.
В Европе и США подобные проекты сейчас являются основой тренда и именно под них благотворители и грантодатели гораздо проще дают деньги, особенно когда подобные проекты предусматривают возможности краудфандинга.
Коммерческие проекты
А вот коммерческих общественных проектов очень и очень мало. Как и в принципе мало успешных окологосударственных стартапов. Один из наиболее заметных — это Socrata, сервис публикации открытых данных. У него совершенно четкая бизнес модель получения денег отгосструктур которые исполняют Open Government Directive в США.
Проблема таких проектов в том что непонятно какая у них должна быть бизнес модель. Если брать деньги с госструктур, то тут очень сложно балансировать между общественностью проекта и связанностью его с госорганами. Если брать деньги с граждан, то непонятно за что. Если за выполнение тех или иных госфункций, то это весьма и весьма некорректно.
К подобным проектам можно также отнести различные гражданские проекты у которых есть общедоступный веб-интерфейс, а также мобильные приложения распространяемые за символическую плату около 1 USD.
Сюда же можно отнести и проекты по агрегации информации о закупках, и в России, и в других странах.
В любом случае таких проектов немного.
Персональные проекты от инициативных граждан
Этих проектов более всего. Фактически к ним можно отнести все те проекты которые граждане делают самостоятельно, „потому что хочется“. Их можно условно разделить на те проекты которые делаются в рамках различных конкурсов, и на те которые создаются по собственной инициативе, но это деление будет весьма условное поскольку внешне они могут совершенно не отличаться.
К таким проектам я могу отнести созданный мной проект OpenGovData.ru
А также сюда можно отнести большое число проектов победителей таких конкурсов как конкурс всемирного банка и многих других. Таких проектов в мире сотни и, собственно, разработчики делающие проекты по собственной инициативе являются наиболее активными создателями инструментов гражданской активности
Краудфандинг
Это как раз то чего у нас почти не присутствует. Впрочем как и во всем мире. Краудфандинг требует, в первую очередь, готовности людей делать пожертвования. В то же время очень и очень сложно донести до большой массы граждан необходимость в том или ином проекте, гражданских инициативах и так далее. Большинство, выбирая между тем чтобы пожертвовать $20 больным детям или гражданскому проекту, предпочтут детей. И это понятно, люди чаще жертвуют средства когда имеют „эмоциональную зацепку“. Но, в любом случае, в России жертвовать не любят. У нашей страны очень низкий рейтинг в World Giving Index (WGI) мы там 138-е. В Европе WGI хуже только в Греции, Украине, Сербии, Литве, Болгарии и Румынии. Но это по совокупности параметров — готовность помочь финансово, готовность быть волонтером(-кой) и готовность помочь незнакомцу. А если говорить именно про финансовые пожертвования, то хуже чем в России только Литва, Украина и Грузия.
Строя модель финансирования проекта на краудфандинге в России необходимо учитывать нашу специфику.
Медийные проекты созданные СМИ
Медийные проекты — это ещё один формат общественных проектов которые создаются СМИ или по их заказу с целями повысить собственную капитализацию, увеличить читаемость, повысить качество материалов, поиск новых форм взаимодействия с аудиторией и так далее.
Таких проектов немало. Некоторые из них создаются с нуля. Некоторые проекты покупаются медиахолдингами.
Вот некоторые примеры мировых проектов:
— PostPolitics — проект Washington Post по визуализации конгрессменов и их работы
— Mapping Ameriica: Every City, Every Block — проект New York Times по визуализации результатов переписи населения в самых разных разрезах
В качество одного из примеров российских проектов приведу Гослюди сделанный по заказу Полит.ру.
О том как запускать проекты
Что можно посоветовать тем кто хочет делать подобные проекты у нас в России или в других странах.
1. Обязательно смотрите что делают активисты в России и во всем мире. В первую очередь имеет смысл смотреть результаты конкурсов по использованию открытых данных, а также машапы в области e-Government, например, на ProgrammableWeb
2. Обращайте внимание на уже объявленные конкурсы и подавайте на них свои идеи. Причем необязательно чтобы конкурс был российский. Имеет смысл принимать участие и в международных конкурсах.
3. Просматривайте каталоги открытых данных в России и в мире. Вполне возможно что в них Вы сможете найти что-то что приведет Вас к идее как можно из этих данных сделать нечто полезное.
4. Общайтесь, списывайтесь с другими активистами, с создателями аналогичных проектов в мире.
5. Если идея у Вас возникла, не поленитесь воплотить её в виде прототипа.
6. Не стесняйтесь советоваться, выносить идеи на обсуждение. По моему опыту, вероятность „воровства идей“ в области общественных проектов практически нулевая. Поскольку в отличии от обычных стартапов для данных проектов бизнес модели, чаще всего, не определены.
7. Используйте один из описанных мной выше способов привлечения финансирования.
Назад